Правительством России был анонсирован ввод электронных удостоверений личности для граждан. Электронные паспорта с 2017 года должны были стать заменой действующим бумажным аналогам. Мнение в обществе о необходимости ввода цифрового удостоверения разделились. Одни видели в изменениях упрощение системы идентификации и более быстрый доступ к услугам, а другие критиковали чипированные паспорта, мотивируя тем, что они станут инструментом контроля над поведением и жизнью граждан.
СОДЕРЖАНИЕ
Новый паспорт с 1 января. Последние новости
Известно, что цифровой паспорт гражданина РФ будет создан на базе технологии выдачи универсальных электронных карт (УЭК). УЭС были внедрены в 2010 году. Их задача состояла в хранении всех необходимых данных для доступа к банковским и государственным системам. За шестилетний период было выдано менее 1 млн. карт, что составило 0,5% от общего количества граждан. Ожидания от УЭК не оправдались, проект будет закрыт в 2021 году. Однако наработанную материально-техническую базу было предложено использовать для нужд ФМС и МВД – выпуск электронных паспортов.
Аргументами в пользу ввода в оборот удостоверений с чипами называют:
- Снижение расходов на выпуск.
- Улучшенная степень защиты в сравнении с бумажным аналогом.
- Многофункциональность документа. Возможность получения доступа сразу к нескольким видам услуг: медицинские данные, биометрическая информация, ЭЦП.
- Снижение количества подделок из-за сложности выпуска и коррупции в органах.
История внедрения электронных паспортов в России:
Дата | Событие |
27.07.2010 г. | Принятие Закона № 210-ФЗ |
февраль 2012 г. | Пилотный выпуск УЭК в 9 регионах РФ |
январь 2013 г. | Старт общероссийского выпуска УЭК |
февраль 2013 г. | Внесение законопроекта о вводе электронных паспортов гражданина |
весна 2013 г. | Замена региональных социальных карт на УЭК |
21.12.2016 г. | Принятие законопроекта об отмене работы УЭК в РФ |
01.01.2017 г. | Планируемый старт выпуска электронных паспортов |
16.04.2016 г. | Публикация Постановления Правительства РФ № 315 об изменении даты старта ввода электронных удостоверений |
март 2018 г. | Новая дата запуска проекта «Электронный паспорт гражданина» |
В России с 2017-го года начнут выдавать электронные паспорта
По заявлениям руководства РФ планировался старт выдачи электронных удостоверений личности с 1 января 2017 года. Для адаптации системы предлагалось ввести срок до 2025 года. В период 2017 – 2025 гг. в России должны были существовать параллельно два типа паспортов: обычный на бумажном носителе и пластиковый с электронным чипом. Но начало функционирования электронных паспортов в РФ отложено до начала марта 2018 года. До марта 2018 года будут выдаваться еще удостоверения на бумажном носителе. Ожидаемая дата полной замены паспортов у населения – 2020 год.
Как выглядит электронный паспорт гражданина РФ 2017
Практика использования пластиковых паспортов со встроенными электронными чипами не нова в мире. При разработке российского образца за основу был взят опыт других государств и российских УЭК. Электронный паспорт гражданина РФ будет:
- выполнен из пластика – более износостойкий;
- содержать персональные данные (СНИЛС при согласии гражданина);
- иметь многоуровневую защиту;
- действителен 10 лет после выдачи;
- определять местонахождение радиочастотным способом;
- предоставлять либо ограничивать доступ к услугам или перемещению.
Дизайн электронных паспортов будет стандартизирован. На лицевом обороте размещается 2 фотографии гражданина. Одна обычная, вторая нанесена лазером. Дополнительно лазерный вариант фото добавляется и на оборотную сторону «пластика». Если паспорт выдан несовершеннолетнему, то на оборотной стороне указываются данные о представителях ребенка и фотография не является обязательной. К слову, фото будет выполняться при оформлении электронного паспорта сразу в электронном виде. Бумажного экземпляра фотографии не будет.
Процедура получения
Выдача электронных паспортов будет происходить платно. Но точный размер пошлины пока не оглашен. Ориентировочно сумма госпошлины будет составлять 200 – 700 руб. Обязательного условия замены текущего бумажного удостоверения электронным аналогом пока не вводится. Обмен будет происходить исключительно по желанию граждан и на основании их заявления. При выдаче нового паспорта старый будет необходимо сдать. Владеть двумя внутренними паспортами одновременно запрещается.