Транспортный налог в 2017 году в России. Изменения, последние новости | Законы РФ 2017

В конце 2015 года И.Лебедев и Я.Нилов предложили Правительству Законопроект об отмене транспортного налога. Неэффективность существующей налоговой системы обсуждается в России уже не первый год. Многочисленные налоговые споры порядком измотали нервы автолюбителей. Что же все таки решили законодатели?

СОДЕРЖАНИЕ

История появления налога

Транспортный налог (ТН) — не новый вид сбора в России. Впервые он был введен в 1994 году. Плательщиками налога выступали предприятия, взимающие в качестве такого платежа 1% от фонда оплаты труда, и включающие эти суммы в себестоимость своей продукции. Поступления предназначались для развития пассажирского транспорта регионов. Помимо него субъекты хозяйствования уплачивали налог от пользователей автомобильных дорог в размере 0,03-0,4% валового дохода и налог с владельцев ТС, ставки которого дифференцировались в зависимости от мощности двигателя и категории транспорта. Последний вид платежей уплачивали и физические лица. Поступали они в дорожные фонды.

Признавая запутанность и разобщенность правовых норм регулирования налогов и сборов, законодатель неоднократно менял принципы их уплаты. В частности, в 1997 году транспортный налог в России был отменен.

В 1999 году общие принципы налогообложения в РФ были зафиксированы в Налоговом кодексе, а с 2001 года с целью систематизирования отдельных фискальных норм вступила в действие его вторая часть, определяющая порядок исчисления и уплаты конкретных налогов. В 2002 году в ней появилась формулировка «транспортный налог».

Политические дискуссии

Установив базовые ставки, законодательство оставило окончательное решение о размере налога на усмотрение местных властей. Размер платежей от региона к региону значительно разнился. Также большое количество нареканий у автовладельцев вызывал факт получения уведомлений из ФНС об уплате налога даже в случае продажи машины. Только с 2009 года МВД стало предоставлять налоговикам актуальные сведения о собственниках транспорта. Практически одновременно с решением этой проблемы регионам дали возможность повышать ставки налогов не в 5, а в 10 раз от базовых.

Одно из предложений депутатов — установить зависимость платежей от класса экологичности транспортного средства. Владельцы старого автопарка ужаснулись.

Именно тогда впервые ЛДПР выступило с предложением отмены транспортного налога. Чтобы сохранить социальную справедливость, взимание налога предполагалось ставить в зависимость не от самого факта наличия автомобиля, а от фактически причиненного им воздуху и дорогам вреда. 3-5% от стоимости бензина — такие ставки депутаты фракции считали обоснованными.
Принцип «кто больше ездит, тот больше и платит», действует в некоторых зарубежных странах (США, Китай).

Она имеет ряд преимуществ:

  • Социальная справедливость.
  • Постепенная уплата на протяжении года.
  • 100-процентная собираемость повинности.
  • Логичное распределение собираемых средств по регионам, зависимость их размера не от количества зарегистрированного транспорта, а от интенсивности движения на дорогах.
  • Стимулирование перехода на экономичные модели ТС.

Нельзя не отметить и ряд недостатков:

  1. Увеличение накладных расходов в себестоимости товаров и услуг.
  2. Утрата преференций льготниками: аграрным и военным сектором экономики, инвалидами и ветеранами.

На протяжении трех лет министерства и депутаты обсуждали различные варианты реформирования налога, держа общественность в напряжении. Но в 2012 году даже Президент вынужден был признать, что он в принципе согласен с необходимостью отмены ТН и включением его в стоимость топлива, однако регионы к администрированию таких платежей не готовы.

Претензии автолюбителей

Еще одним огромным недостатком является порядок уплаты налога физлицами. Так, ст. 57 НК РФ декларирует, что если расчет суммы налога производится налоговиками (а именно так определяется размер платежей для граждан), то обязанность по ее уплате возникает не ранее даты получения соответствующего уведомления. Однако согласно п.3 ст. 363 ТН оплачивается на основании направленного извещения. Также п.4 ст. 52 гласит о том, что уведомление передается лично под расписку или направляется заказным письмом (тогда по прошествии 6-ти дней уведомление считается полученным). Последняя норма дает основания фискальщикам считать достаточным для отсчета сроков уплаты сам факт отправки письма, с чем не могут согласиться автолюбители. Они настаивают на том, что отправленное простое письмо или не полученное заказное не являются преданными им в соответствии с законом. Как они могут узнать о своих обязанностях, не имея на руках документа? Неоднозначность правовых норм порождает множество налоговых споров между государством и собственниками ТС.

В 2015 году депутаты фракции Жириновского в третий раз внесли на рассмотрение законопроект об отмене ТН. Неэффективность существующей налоговой системы обсуждалась законотворцами, аналитиками и общественностью на протяжении всего 2016 года:

  • «Федерацией автовладельцев России» за инициативу собрано более 100 тыс. подписей;
  • на официальном портале РОИ ее поддержали 86 тыс. человек.

Особого внимания при обсуждении нового закона удостоились собственники большегрузов. Оплачивая ТН и акцизы при покупке топлива, как и все владельцы транспорта, они несут по сути двойную налоговую нагрузку. Введение нового сбора на возмещение вреда дорогам ТС-ми весом свыше 12 тонн — третье бремя в их бюджете, что вызвало массу нареканий.

Перспективы

Последние новости говорят о том, что в 2017 году налог все таки сохранится. Невзирая на данные статистики о собираемости налога на уровне не выше 50%, он приносит ежегодно в региональные бюджеты значительные средства. Потерять их в условиях кризиса для государства неприемлемо — дыры бюджета все равно придется чем-то наполнять. Возможно, в будущем Правительство найдет решение, которое поможет формировать дорожные фонды регионов, соблюдая прозрачность механизма расходования их средств, и станет социально справедливым для собственников транспорта.

Сравнительный анализ ставок ТН за 2015-2016 год *

Легковые автомобили с мощностью двигателя Москва Санкт-Петербург Севастополь Амурская область
Не больше 100 ЛС (до 73,55 кВт) 12 24 5 15
100-125 ЛС (73,55-91,94 кВт) 25 35 7 21
125-150 ЛС (91,94-110,33 кВт) 35 35 7 21
150-175 ЛС (110,33-128 кВт) 45 50 25 30
175-200 ЛС (128,7-147,1 кВт) 50 50 25 30
200-225 л. с. (147,1-165,5 кВт) 65 75 75 75
225-250 ЛС (165,5-183,9 кВт) 75 75 75 75
Больше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 150 150 100 150

* Если ставки налога в 2016 году по сравнению с 2015 изменились, оба показателя приведены в таблице через «/»