Система Платон в 2017 году

Неоднозначно воспринятая в обществе программа дорожных сборов за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой более 12 тонн, получившая наименование «Платон» была запущена 15.10.2015 года. Массовые протесты вынудили Правительство снизить на первоначальном этапе планировавшуюся плату в размере 3,76 рубля за километр до 1,53 рубля путем введения поправочного (понижающего) коэффициента 0,41 и таким образом до 1 февраля 2017 года удерживать плату на более-менее приемлемом уровне.






Сложная экономическая ситуация заставила пересмотреть размер понижающего коэффициента и уже в 2017 году дважды, поэтапно, повысить дорожные сборы за проезд большегрузного транспорта.

Последние новости – это увеличение тарифов с 1 февраля 2017 года платы за проезд до 2,61 рубля за километр, а с 1 июня довести стоимость за км. до 3,06 рубля.

Рост стоимости сбора за проезд по дорогам изначально обосновывался мировой практикой, и необходимостью инвестирования полученных таким образом средств в ремонт и поддержание в надлежащем виде дорог в регионах.

При этом как-то не очень учитывались Российские реалии. Если протяженность дорог во Франции или Италии из крайних точек страны не превышает 970 километров, то в России она почти в 15 раз больше. Но это – не самое важное.

Изначально порочна сама система сбора средств. Оператор системы «Платон» — абсолютно не прозрачная финансовая система, которая не позволяет отслеживать пути движения собранных денежных средств. К тому же никто и не занимается контролем за сборами не публикует количество средств, которые направлены на заявленные цели на совершенствование дорожной сети конкретного региона.

Учитывая, что в России действует транспортный налог, который вводился именно для того, чтобы компенсировать затраты на содержание автомобильных дорог, введение системы сборов «Платон» — типичный пример двойного налогообложения.

Увеличение платы за проезд транспорта массой более 12 тонн, которым перевозится основная часть товаров массового потребления, в первую очередь – продуктов питания. Неизбежно вызовет рост цен, так как перевозчик вынужден будет компенсировать свои потери за счет увеличения стоимости доставляемых грузов. Это особенно негативно отразится на самых малообеспеченных слоях населения – пенсионерах, индексация пенсий которых, в отличие от индексации прибыли оператора «Платона», государством не предусмотрена.





Кому принадлежит «Платон»

Оператором сбора средств является частная компания РТИТС, уже одно это свидетельствует о том, что существует круг заинтересованных в ведении подобного бизнеса под прикрытием государственной власти.

Владельцы РТИТС:

За услуги оператора государство выплачивает из бюджета средства в размере 10,6 миллиарда рублей в год. Из них 46% подлежат индексации на коэффициент роста инфляции за счет бюджетных средств.

Система распределения прибыли имела следующую структуру:

Статья расходов Процент от средств
Текущие расходы 59%
Возврат кредита 35%
Разовая замена оборудования (за 12 лет) 8%
Прибыль 6%

Российская система «Платон» практически полностью копирует аналогичную систему действующую в Германии. Разница заключается в том, что у оператора РТИТС которому без тендера не откуп была отдана система сбора платежей по всей стране к моменту запуска системы в 2015 году не имел опыта организации подобной деятельности.

До сих пор существует масса недоработок в системе. Но введение маратория на взимание платы неизбежно повлекло бы за собой неисполнение со стороны государства обязательств по оплате перед строителями дорог. Таким образом, не смотря на все протесты, продолжает действовать и увеличивать объемы собираемой платы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *